Как предприниматели, так и потребители заметили, что законодательно подвергаются маркировке всё больше и больше категорий товаров. Сейчас на очереди аналогичный закон для всей питьевой воды, реализуемой в оптовых и розничных точках продажи упакованной в тару.
ВАЖНО! Нормативный акт, регулирующий этот закон — ПП РФ № 841 (от 31 мая 2021).
На данный момент законопроект полностью оформлен и готов к работе. Эксперимент, проведённый в начале лета 2021 показывает, что предпринимательский сектор нашёл множество решений, с которыми переход на систему маркировки будет проходить без потрясений.
Обязательные требования по маркировке планируют вводить постепенно, но при этом не делая слишком больших перерывов между смежными позициями в категории. Первой подвергнется изменениям категория «минеральная вода» — под этим термином подразумевается питьевая бутилированная вода в любом объемё тары.
Важно отметить, что на данный момент рассматривается отработка системы маркировки только для чистой бутилированной воды для питья, как газированной, так и негазированной. Смежные категории товаров, содержащие сахар, красители и другие посторонние вещества, маркировке не подлежат. Также в разряд исключений попадают лёд и снег.
Список групп товаров, подлежащих обязательной для маркировки с 1 декабря 2021 года:
Это код для всех товаров, которые уже переведены на новую систему учёта и маркировки, или находятся в процессе. Для маркировки используется технология цифрового кодирования Data Matrix — в результате каждой позиции присваивается уникальный идентификатор, состоящий из посредовательности чисел и букв, который впоследствии конвертируется в привычную всем форму штрихкода.
ВАЖНО! Формат криптокода, который с момента начала действия закона будет нанесён на каждую бутылку с водой, определяется ЦРПТ.
На момент экспериментального запуска проекта маркировки для этой категории продукции все коды бесплатные, но в дальнейшем их цена будет составлять 50 копеек за штуку (не учитывая НДС).
Из чего состоит код:
Как видно, система маркировки по новому образцу мало чем отличается по составляющим от обычного штрихкода. Изменились только нюансы оформления, сами коды контролируются государством и приобретаются у него же. Для конечного потребителя ничего не изменится.
Так как многое в системе, которую образуют производитель, реализатор и покупатель, изменится, предприниматели будут вынуждены перейти на новую систему учёта оборота питьевой воды.
Коды по технологии Data Matrix — это только часть системы. Основной оборот будет учитываться в специальных цифровых платформах ЭДО. Данные сервисы предоставят пользователю с любой стороны процесса всё необходимое для того, чтобы процесс цифрового документооборота осуществлялся согласно новому порядку учёта. Для упрощения процесса приняты множественные меры — например, повсеместно будут внедрены ЭЦП взамен подписей.
ВАЖНО! В отличие от большинства элементов новой системы, платформы не будут иметь отношения к государственным структурам — предприниматели смогут самостоятельно обращаться за услугами к любой выбранной фирме, которая предоставляет их по лицензии.
Взаимодействие с платформами ЭДО будет осуществляться через отдельного сотрудника, для которого предприятию придётся создавать отдельную вакансию (в случае ИП роль такого сотрудника может взять на себя сам предприниматель).
На данный момент предполагаемый макет системы, по которой будет осуществляться такой оборот, обозначен контролирующими органами и готов к внедрению. Универсальный алгоритм состоит из нескольких последовательных этапов.
Оборот маркированной воды в плане:
Основные сложности для предпринимателя представляют новые элементы цифрового документооборота — это видоизменённые накладные и дополнительные документы, сопровождающие сотрудничество с платформами ЭДО.
Однако система в достаточной степени автоматизирована, чтобы работа с ней вызывала не больше проблем, чем взаимодействие с налоговыми службами.
Розничные реализаторы — последнее звено в цепи, представители этой группы предпринимателей получают продукцию с уже готовым кодом — эту часть работы уже выполнили производитель и оптовый поставщик.
Единственная задача такого лица — иметь на своей точке реализации оборудование, предназначенное для считывая и учёта таких кодов.
ВАЖНО! Для юрлиц и физлиц, которые будут практиковать продажу продукции, которая должным образом не промаркирована по новой системе, предусмотрены штрафы. Если для физических лиц это суммы от 2000 рублей до 4000 рублей, то для компаний это уже более внушительные суммы — 50 000-300 000 рублей.
Если представитель розничной торговли не будет взаимодействовать с поставками товаров, которые не прошли процесс маркировки, никаких столкновений с законом у него не будет.
Всем участникам новой системы рекомендуется внимательнее следить за системой маркировки товаров и её развитием. Очевидно, что в будущем эта система, которая хоть и появилась всего три года назад, но уже достаточно развилась и укрепилась во влиянии, будет только разрастаться, добавляя в себя всё новые категории товаров.
Рекомендации во избежание проблем с немаркированной продукцией:
Из общих рекомендаций для всех участников можно выделить только одну — вовремя и корректно взаимодействовать с выбранной платформой ЭДО. От того, насколько корректно и быстро в эту систему будут занесены данные по маркировке, зависит наличие штрафа.
Штрафы в основном распространяются на две категории участников процесса маркировки — это производители и реализаторы разного уровня. Облагаются штрафными санкциями как физические лица, так и юридические с соответствующей разницей в штрафах.
ВАЖНО! Единственным исключением из правила является штраф за производство бутилированной воды без маркировки физлицами — его не существует.
Штрафы для юридических лиц: